Инверсия элит
30 января, 2012
АВТОР: Алексей Кузьмин
В китайском трактате третьего века до нашей эры «Люйши Чуньцю» есть глава «Ценность сельского хозяйства».
В ней утверждается, что крестьяне более полезны для государства, чем торговцы. Крестьяне производят, а торговцы всего лишь меняют. Когда государство в опасности, крестьяне защищают свою землю, а торговцы покидают ее.
Торговцы занимали в древних империях Востока низшую ступень иерархии. Благородными считались два сословия – ученые и воины. Они составляли опору государства. После них шли крестьяне, а торговцы были в самом низу.
В самом деле, успех государства зависел от управления и обороноспособности. Императоры обычно вели свои династии от воинов, изгонявших врагов и объединявших страну. Для поддержания экономического потенциала было необходимо разумное управление, и поэтому умелые управленцы, способные использовать законы, устанавливать разумную систему поощрений и наказаний, также ценились, как вторая опора государства. Ученые таланты ценились значительно дороже золота.
Особым почетом пользовалась профессия учителя, благодаря которому талант мог развиться в человеке.
В наше время в Китае, Корее и Японии эта система остается незыблемой: военные, ученые, врачи и учителя стоят на верхней ступеньке социальной лестницы. Самая высокооплачиваемая профессия в современном Китае – врачи, за ними следуют учителя.
Честолюбивые молодые люди ориентированы на получение образования – именно это гарантирует вход в элиту общества.
Было бы неправильным закончить разговор о Китае, не упомянув о вертикальном делении элит. Наряду с придворной аристократией, высшими государственными сановниками, академиками, императорским «лесом талантов», высшими военными чинами, блиставшими при дворе, был широкий, относительно небогатый, но уважаемый слой «специалистов – ши». «Ши» делились на гражданские и военные – «ву ши», или, в японском прочтении, — «бу си». Иероглиф «ши», знакомый многим по японскому прочтению «си» находится в середине слова «Бусидо» — путь воина.
Роль «ши», равномерно распределенных по всем пределам страны, всегда была огромна. В их среде культивировалась верность долгу, способность к самоограничению, патриотизм. В лихую годину испытаний, когда верхушка элит, вместе с императорским двором, переставала существовать, «ши» брали на себя функции местного управления, координации, исполнительной власти. Из них выходили новые лидеры, и страна возрождалась.
Все это проявляется и сейчас. И признание этих небогатых, неброско одетых, скромных в поведении и потреблении людей элитой общества способствует тому, что они постоянно готовы в известной мере ради общества жертвовать собой.
А что у нас?
1 Понижение статуса
Приоритет необразованных слоев общества над образованными, отрицательный искусственный отбор в течении 70 лет Советской власти привел к понижению морального статуса образованных слоев. Экономическое положение образованных слоев тоже было хуже, чем у пролетариев, и это позволяет говорить о советском социальном геноциде. При переходе от социализма к нынешнему состоянию общества статус образованных людей еще больше упал.
Военная элита тоже подверглась понижению в статусе. Кроме лишения прав на землю, уравниловке в доходах, военные подверглись знаковым поражениям в моральном статусе. Запрет ношения личного холодного и огнестрельного оружия, замена балов на пайковое довольствие – тушенка вместо уважения.
2 Моральное растление
Со времен СССР государство сквозь пальцы смотрело на «маленькие человеческие слабости». Уподобление представителей высших элит низшим если не стимулировалось сознательно, то вполне допускалось. Работа солдат на генеральских дачах, «подарки» врачам и преподавателям включались в систему. После крушения контролирующих органов СССР эта система незаконного обогащения заработала на полную мощность. И денежная подачка от нувориша теперь удваивает его презрение.
3 Вертикальные надстройки
Над каждой цеховой общностью специалистов со времен СССР стоят свои управляющие надстройки. Министерства, кафедры, управления. Они получают обеспечение за «руководство», обычно состоящее в навязывании подчиненным гор бумажной отчетности и в регулярной проверки квалификации. При этом, согласно законам Паркинсона, бюрократическая надстройка становится больше рабочего основания.
4 Инверсия и формирование ложных элит
Общественное мнение формируется реальными историями успеха. В 90-е годы люди увидели реальные истории успеха «бандита и проститутки». Эти истории тиражировались прессой и СМИ, прославлялись в массовом книгоиздательстве и телесериалах. Итог – в общественное сознание прочно запала мысль, что путь в элиты лежит не через самоограничение, набор знаний, служение людям. Общественный запрос сейчас лежит в совершенно другой плоскости. Криминальная модель поведения стала образцом для массовых молодежных «группировок».
Давайте взглянем правде в лицо – в стране сформировались ложные элиты, а истинные переместились на социальное дно.
Инверсия элит привела к тому, что даже националисты презирают истинные элиты общества, и ищут поддержки у «национальной буржуазии».
5 Тенденции
Вспомним китайских специалистов – «ши». Чувство долга, верность и преданность, способность к самоограничению, готовность жертвовать собой для других. В обмен – уважение, и возможность в удобном случае попасть на вершину общественной пирамиды.
А теперь посмотрим на наши тенденции, когда ложные элиты из кожи вон вылезают, показывая высокие критерии потребления, полное отсутствие самоограничения, а также демонстрируют полное нежелание жертвовать собой ради общества. И при этом они являются объектом всеобщего внимания. восхищения, популярности. «Короля делает свита»? Если «чернь» выбирает себе таких кумиров, то она этого и достойна?
6 Видимость и сущность
Давайте построим таблицу, где перечислим различные профессиональные слои нашего общества, и сравним их по двум показателям: способность приносить пользу другим, и готовность ограничивать свои интересы в пользу общества.
Тут откроется весьма интересная картина, и окажется, что на первое место выходят воспитатели детских садов! Им доверяют самое ценное, они определяют судьбу наших детей, они влияют на их развитие в период максимальной восприимчивости ребенка к сигналам внешнего мира.
7 Борьба
Так за что бороться, и стоит ли? Можно тупо поддерживать восхищение толпы ложными элитами. Можно подвергаться насмешкам, и демонстрировать уважение элитам истинным. В любом случае, каждый должен выбрать для себя сам, к какой системе ценностей он принадлежит.